В современном обществе каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка счастливым и успешным человеком. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Дети, речь которых связна, логична, последовательна, как правило, успешно учатся в школе и в вузе, целеустремленны по жизни, не испытывают трудностей в общении.
Всем известно, что развитие речи детей дошкольного возраста тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Что же такое логоритмика?
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания. Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки (ритма) и движения.
На музыкальных занятиях, включающих элементылогоритмики, у детей в игровой форме развивается речевое подражание, речевая интонация, а также моторика (крупная и мелкая), координация движений, внимание, память. Дети в процессе выполнения логоритмических упражнений раскрепощаются, развитие речи происходит более эффективно, так как слово и музыка, а еще и игра организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает речь, адаптируют к условиям внешней среды.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.
Так художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника. Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.
Музыкальные занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми. Поэтому в логопедические и музыкальные занятия мы включаем элементы логоритмики, направленные на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитание нравственно-эстетические и этические чувства.
«Турист»
Исходное положение: на ладони левой руки стоят «ножки» - указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).
Я шагаю по дорожке,
Поднимаю пальцы-ножки, (по очереди поднимают пальцы – «турист шагает»).
Раз-два-три-четыре-пять – («шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)
Хорошо мне так шагать! («идти дальше по руке вверх, «в гору»)
Хорошо мне так шагать,
Можно шейку почесать! (дойти до шеи, сзади остановиться).
«Загибалочка»
Раз-два-три-четыре-пять – (5 хлопков в ладоши)
Будем пальцы загибать: (4 сжатия в кистей рук в кулаки)
Вот большой, вот указательный, (одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательные)
Будьте вы теперь внимательны!
Средний мы сейчас загнем, (загнуть средние пальцы)
Безымянный позовем.(то же – безымянные)
И мизинчик-молодец (загнуть мизинцы)
Опустился, наконец.
Получились кулачки – (вращение кулачком о кулачок)
Застучали молотки: (стучать кулачком о кулачок)
Тук-тук-тук-тук! (Повторить последние 2 строчки про себя, простучать ритм возле уха)
Вы послушайте свой стук.
«Ёжик»
Добрый ежик жил под елкой, (пальцы сцеплены в замок, сложены)
Проверял свои иголки, (поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев)
Чистил и точил, как ножик:
Защищаться должен ежик! (пошевелить сцепленными пальцами).
«Осьминожки»
Исходное положение: пальцы сжаты в кулак.
Плыли, плыли осьминожки, (резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)
Опустились на дорожку, (поставить пальцы на подушечки на колени)
Быстро-быстро побежали (пальцы «бегают» по коленям)
И три ножки потеряли.Вставить
Но зато осталось пять – (на слово «пять» - показать раскрытые ладони)
Можно все пересчитаь. (поочередно загнуть снова все пальцы в кулак)
Игру повторить сначала.
А.Е. Курилова, музыкальный руководитель