Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка – это получение малышом знаний о свойствах предметов (форма, размер, цвет), запахах и вкусовых качествах. Ранее детство – лучший период для начала таких занятий, ведь в этом время они не просто нужны, а необходимы.

Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.

По мнению специалистов, самый благоприятный период сенсорного развития – это возраст до 3 лет, когда дети более чувствительны к восприятию окружающего мира.

Любой человек познает окружающий мир благодаря пяти сенсорным системам. Речь идет о зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Суть развития и воспитания сенсорной культуры ребенка и состоит в том, чтобы воздействовать на эти системы. Для этого существуют сенсорные эталоны.

Ребёнок в раннем возрасте должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
  • Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
  • Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–6 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
  • Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6.
  • Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
  • Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

Рекомендации родителям по сенсорному развитию ребенка раннего возраста

  • Позвольте малышу самому выбирать игрушку, не настаивая, но направляя ребенка
  • Обращайте внимание на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
  • Делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов. Например, из игрушек отобрать круглые и квадратные.
  • Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
  • Если ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
  • Обращайте внимание на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
  • Слушайте разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.

Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.

Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей. 

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть