Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Различают произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное) воображение; а также воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное).
При пассивном воображении еще нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Образы как бы самопроизвольно трансформируются, а не формируются воображением. К разряду непроизвольных форм воображения относят сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха». При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. В отличие от воссоздающего оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Особыми видами творческого воображения являются мечты и фантазии. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Как самостоятельная психическая функция воображение возникает у детей после трех лет. Но это не значит, что до 3 лет у детей вообще нет воображения, оно существует внутри других психических функций. Это 1 этап развития воображения, этап предпосылок воображения: до 1 года - эмоциональное общение ребенка с взрослым, от 1 – 3 лет предметно-манипулятивная деятельность, 3 года - индивидуальная деятельность.
У ребенка, пережившего кризис 3 лет, воображение выделяется в самостоятельную психическую функцию и характеризуется вторым этапом. Второй этап развития воображения в дошкольном возрасте можно представить следующим образом: 3-4 года ориентировка на предмет (воображение тесно связано с восприятием), 4-5 лет ориентировка на опыт (воображение тесно связано с памятью), 5-7 лет ориентировка на особую внутреннюю позицию.
Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших. В игре он отражает действия взрослых, но обобщенно и условно.
РИСУНОК В НЕСКОЛЬКО РУК
Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама обладающая высоким эмоциональным потенциалом. Не имеет возрастных ограничений. Предлагается всем участникам сначала представить какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для реализации собственного замысла. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует.
ИГРУШКИ
Дети сидят в кругу.
Инструкция: «Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или что-нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить, что вы почувствовали. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался». По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий при этом помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон своего «я».
ТАНЦЫ
После прочтения сказки «Мойдодыр» предлагаем детям изобразить, как, пританцовывая, возвращался в дом самовар, чашки, тарелки; после прочтения сказки про Муху-Цокотуху предлагаем станцевать, как на балу у Мухи танцевали кузнечики, стрекозы и т. д.
КЛЯКСЫ
Материал: листочек бумаги сложите пополам, затем на место сгиба двух половинок (внутри) капните одну-две капельки чернил и прижмите друг к другу половинки листочка так, чтобы капельки превратились в симметричное пятно.
Детям необходимо внимательно посмотреть на кляксу и сказать, на что она похожа. Нужно выдвигать как можно больше версий. Но нельзя придумывать что попало. Важно, чтобы эти версии были хоть как-то связаны с изображением кляксы. Когда фантазия будет исчерпана, предложите ребенку выбрать наиболее интересную, оригинальную, на его взгляд, версию. Попросите его объяснить, почему он так считает. Обратите внимание на то, какие именно образы у каждого ребенка вызывает клякса. Являются ли они целостными, то есть основанными на всем изображении, или же они относятся только к какой-то его детали. Используется ли форма и цвет изображения. Усматривается ли в них какое-то движение, или они неподвижны. Хорошо, если ребенок научится «видеть» образы, для которых характерно все перечисленное.
СНЕЖОК
Предложить детям закрыть глаза, и представить зиму с большими сугробами, пушистым снегом… Пусть дети представят как они берут снег в руки, как делают из него снежок. Снег холодный, руки замерзли. Дети бросают свои снежки далеко вперед.