О вреде и пользе компьютера и телевизора

tv_comp.jpg

Распространение телевидения, видеоигр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современной семье, живущей в мегаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. Компьютер действительно стал персональным, телевизоры присутствуют уже в ванных, туалетах, кухнях, спальнях. Нередко в путешествия берут компактные DVD-проигрыватели. У многих они уже есть в автомобилях.

На приеме родители регулярно задают вопросы: «Сколько времени в день позволять ребенку смотреть телевизор?», «Как долго можно разрешать играть в компьютер?»

Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму. На самом деле без персонального компьютера невозможно закончить школу да и в современном мире не прожить. Обсуждение фильмов, игр, различных гаджетов является неотъемлемой и значительной частью детского социума. Очень плохо, недопустимо, если ребенок слишком много времени просиживает за компьютером ночами или знает наизусть все передачи детского канала Ролевые игры детей давно вышли за рамки «Я мама, ты дочка», и если ребенок не знает, кто такой Лунтик или лев Симба, ему намного тяжелее дастся интеграция в детское сообщество.

Глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребенка в развитии и приобретении социальных навыков. Наблюдается тенденция к появлению специальных детских программ и целых каналов. В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора... К счастью, большая часть из них — мифы Современная медицинская наука может четко указать на основные негативные аспекты.

С эволюцией мониторов основными проблемными моментами остались:

  • гиподинамия (отсутствие движения);
  • нарушение осанки (нарушение осанки может привести к самым плачевным последствиям, ведь позвоночник — это в том числе и «подвеска для мозга». Спинной мозг (находится в позвоночном столбе) управляет сердцем, диафрагмой, всеми движениями и внутренними органами. При серьезных нарушениях осанки все это также страдает).
  • ухудшение зрения (зрение функция первостепенной важности для развития и повседневной жизнедеятельности человека. Всем известно, что это и наиболее емкий сенсорный канал («информационный вход»).
  • перестраивание ЦНС на более быструю информацию (теоретически телевизор и компьютер являются источниками стимуляции мозга через глаза. Ясно одно: определенное стимулирующее воздействие, перестраивающее пластичный молодой мозг, эти «видеоизображения» оказывают. Многие часы, проводимые перед телевизором и компьютером, буквально «перезагружают» мозг ребенка, переводят его в режим пассивного визуального обучения. Как это влияет на обучение в школе? Мозг ребенка перепрограммирован на использование очень быстрых образов и изменяющихся звуков. Как следствие, ребенок не может перестроиться на восприятие медленных образов, которые часто сопровождаются единственным звуком — голосом учителя. Ребенок уже не может сидеть в классе часами каждый день, с одной и той же доминирующей зрительной точкой, слушать одного человека, если его мозг постоянно работает совершенно в другом ритме.

Доступные меры борьбы с вредоносными факторами

1. Борьба с гиподинамией. Установите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или за компьютером, и физической нагрузкой ребенка.

2. Нарушение осанки. Следите за удобством мебели и правильностью посадки ребенка (без искривлений, опор на одну руку не полулежа и т.п.).

3. Ухудшение зрения. Вредным считается просмотр фильмов и телепрограмм только при сильном напряжении глаз, как бы пристальном наблюдении за картинкой. В просмотре в обычном режиме некоторые специалисты видят даже пользу для зрения. При просмотре ТВ расстояние от экрана должно быть удобно при текущем состоянии зрения.

Ребенок должен:

  • сидеть напротив экрана, а не сбоку от него;
  • держать голову прямо, без наклона вперед или в стороны;
  • регулярно моргать,
  • глубоко дышать, но при этом не доходить до гипервентиляции, потери сознания,
  • перемещать глаза по всему экрану, не задерживаясь на одном месте.

Время от времени просите ребенка закрыть глаза (мягко, не жмурясь), чтобы дать им отдохнуть.

При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного ваше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза

4. Ускорение параметров восприятия информации.

Необходимо выбирать для детей программы, соответствующие их возрасту.

Категорически запрещается маленьким детям смотреть «взрослую» рекламу!

Родители не способны обеспечить регулярность выполнения ребенком физических пауз и зарядки для глаз. Все зависит от степени их ответственности и веры в необходимость и эффективность предлагаемых мер. В идеале рекомендуется выработать у ребенка собственный алгоритм просмотра телепередач.

Журнал «Дошкольная педагогика», Июль, 2010 г.

И.О. Ефимова, «О вреде и пользе компьютера и телевизора»

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть