Распространение телевидения, видеоигр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современной семье, живущей в мегаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. Компьютер действительно стал персональным, телевизоры присутствуют уже в ванных, туалетах, кухнях, спальнях. Нередко в путешествия берут компактные DVD-проигрыватели. У многих они уже есть в автомобилях.
На приеме родители регулярно задают вопросы: «Сколько времени в день позволять ребенку смотреть телевизор?», «Как долго можно разрешать играть в компьютер?»
Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму. На самом деле без персонального компьютера невозможно закончить школу да и в современном мире не прожить. Обсуждение фильмов, игр, различных гаджетов является неотъемлемой и значительной частью детского социума. Очень плохо, недопустимо, если ребенок слишком много времени просиживает за компьютером ночами или знает наизусть все передачи детского канала Ролевые игры детей давно вышли за рамки «Я мама, ты дочка», и если ребенок не знает, кто такой Лунтик или лев Симба, ему намного тяжелее дастся интеграция в детское сообщество.
Глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребенка в развитии и приобретении социальных навыков. Наблюдается тенденция к появлению специальных детских программ и целых каналов. В то же время существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора... К счастью, большая часть из них — мифы Современная медицинская наука может четко указать на основные негативные аспекты.
С эволюцией мониторов основными проблемными моментами остались:
Доступные меры борьбы с вредоносными факторами
1. Борьба с гиподинамией. Установите прямую связь между временем, проведенным перед телевизором или за компьютером, и физической нагрузкой ребенка.
2. Нарушение осанки. Следите за удобством мебели и правильностью посадки ребенка (без искривлений, опор на одну руку не полулежа и т.п.).
3. Ухудшение зрения. Вредным считается просмотр фильмов и телепрограмм только при сильном напряжении глаз, как бы пристальном наблюдении за картинкой. В просмотре в обычном режиме некоторые специалисты видят даже пользу для зрения. При просмотре ТВ расстояние от экрана должно быть удобно при текущем состоянии зрения.
Ребенок должен:
Время от времени просите ребенка закрыть глаза (мягко, не жмурясь), чтобы дать им отдохнуть.
При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного ваше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза
4. Ускорение параметров восприятия информации.
Необходимо выбирать для детей программы, соответствующие их возрасту.
Категорически запрещается маленьким детям смотреть «взрослую» рекламу!
Родители не способны обеспечить регулярность выполнения ребенком физических пауз и зарядки для глаз. Все зависит от степени их ответственности и веры в необходимость и эффективность предлагаемых мер. В идеале рекомендуется выработать у ребенка собственный алгоритм просмотра телепередач.
Журнал «Дошкольная педагогика», Июль, 2010 г.
И.О. Ефимова, «О вреде и пользе компьютера и телевизора»